Новости

Специальный психолог проекта на встрече с учениками СОНО: инклюзивное волонтёрство

На днях специальный психолог проекта Екатерина Шмонинa выступала для учеников школы СОНО с темой «инклюзивное волонтёрство».

Далее текст от автора.

В основном на встрече мы говорили про инклюзию.
Инклюзия — это процесс вовлечения людей с инвалидностью в общественную жизнь. Важно делать доступным и удобными для пользования и архитектурную среду, и информацию и способы коммуникации. Ребята с особенностями посещают кафе, музеи, театры. Для их удобства в публичных местах нужно использовать шрифты Брайля или визуальную поддержку. Это позволяет им ощущать себя безопасно: я понимаю, я читаю, я в курсе.

Мы говорили про необходимость не стигматизирующих формулировок. Например, «человек с инвалидностью», а не «инвалид». Такое обращение к людям с инвалидностью сих пор остаётся острой проблемой. Среди волонтёров и добровольцев часто преобладают медицинские формулировки. И, как следствие, ограниченное понимание решения проблем инклюзии. Например:
— Кто такой человек с инвалидностью и как можно с ним работать?
— Как можно общаться, чтобы помочь человеку, а не лишить самостоятельности?

Если решать эти вопросы только с медицинской точки зрения, то выпадает аспект решения вопросов с педагогической и психологической помощью. А именно в сфере педагогики и психологии находится научение новым навыкам. Можно научить человека с инвалидностью справляться самому по мере его возможностей.

Так же мы уделили внимание теме общения. Отсутствие информации и страх, вызванный этим отсутствием, могут создать убеждение, что выстраивать границы с людьми с ментальной инвалидностью невозможно.
Срабатывают стереотипы: они бедные, несчастные, им нельзя ни в чём отказывать. В итоге получаем клубок негативных чувств. Злость, негодование и ощущение того, что люди с ментальной инвалидностью назойливые или невоспитанные. С ними не хочется быть рядом.

На деле же оказывается, что человек, который был рядом (волонтёр, организатор мероприятия, просто гости) не знает, что можно выстраивать границы. Важно чётко и ясно обозначить как будет сейчас хорошо для вас. «Я хочу побыть в тишине, давай поговорим позже». «Я запрещаю обнимать меня без разрешения. Сначала спроси».

После встречи у меня остались приятные ощущения.
Я вижу, что волонтёрам интересно узнавать сферу инклюзии. Основной отклик был на полезность и необычность информации. Оказалось, что участники встречи так подробно не сталкивались с информацией про людей с инвалидностью.

Вывод: нужно больше информации и мест для общения. И тогда среди нас будет меньше разделения, а больше сплочённости и равности.

И важно помнить, что в отношения мы всегда вступаем с человеком, а не с диагнозом.