Анна Митрофанова о «Доме удивительных людей»
Когда я начинала учиться в университете (а это было еще в конце прошлого века)), на лекциях нам говорили о том, что самое важное в работе дефектолога — хорошо знать диагнозы и исходя из этого уметь составлять программы коррекции. Когда я начала работать, возникло ощущение, что «все врут»…потому что не получалось видеть за одним диагнозом 2-3-4 одинаковых детей и не получалось с помощью одной программы «вылечить» этих 2-3-4 как бы одинаковых детей. Проработав на данный момент 15 лет (а точнее — прожив эти 15 лет в профессии и любимом деле), могу с уверенностью сказать,что самое важное — это доверие. Доверие к себе как к человеку и профессионалу. Доверие к ребенку, которого впервые привели на прием (и неважно в принципе,что этот ребенок сейчас забился в угол и кричит в твою сторону). Доверие к родителям этого ребенка, которые ждут твоей помощи (или уже ничего не ждут, отчаявшись). Когда возникает вот это ощущение доверия во всём его многообразии, всё получается — находятся нужные слова, составляются программы, которые реально работают, вдруг приходит понимание,как помочь именно этому ребенку с…впрочем, неважно, с каким диагнозом. И тогда рождаются удивительные методики, вроде кидания фасоли в потолок, после которых ребенок вдруг говорит свое первое слово. Прямо на занятии, на глазах потрясенных родителей, которые уже даже привыкли, что их 3-летний сын молчит. И тогда каждый раз приходит понимание того,что в той системе доверия, которая есть в моей голове, основной пункт — доверие ребенка. Когда ребенок протягивает свою руку тебе, протягивает, зная при этом,что не всегда в его руке окажется любимая погремушка. Чаще всего это какая-нибудь очередная сенсорная «штучка» вроде громко шуршащего мячика. Но ребенок все равно в очередной раз дает свою руку, боится, но не отдергивает. Доверяет…
И хочется сказать слова благодарности моим ученикам и их родителям, моим учителям и коллегам, моим родным и друзьям — спасибо за доверие и за то,что вы есть в моей жизни.
И еще несколько фотографий (спасибо Екатерине Суфтиной за них!) — несколько иллюстраций из жизни ребенка. который знает меня уже 5 лет. Знает, что от «Анны Евгеньевны» можно ожидать всё, что угодно, и даже мокрую резиновую лягушку, положенную на запястье. Знает, что ему придется говорить предложениями (которые пока ему трудно даются). Знает,что в конце прозвучит волшебная фраза «занятие закончилось». Знает, что до этой фразы еще 15 разных, не всегда приятных, заданий. Он всё это знает и все же…протягивает руку навстречу. Доверяет.
Удивительные 12 дней в «Доме удивительных людей» закончились. Осталось — не побоюсь этого слова — УДИВЛЕНИЕ. Сверкающее, радостное, какое — то бесконечное чувство, как многогранный бриллиант. Волнующее удивление от новых знакомств, ожидаемая радость от встречи с коллегами, сюрпризы судьбы в виде неожиданно встреченных знакомых…
Удивительно также то, что при очень большом количестве занятий и консультаций было еще много событий, которые в полной мере позволили ощутить,что это не просто маленькая смена в лагере для слепоглухих детей. Это просто Жизнь во всем ее многообразии — работа и отдых, запланированные мероприятия и неожиданные «а давай сделаем вот так», разговоры «на бегу» и вечерние откровения, долгие прогулки и «ой, я заработалась и сегодня на улице не была», традиционные совместные трапезы и неожиданные чайные церемонии…
Все мы такие разные, как стёклышки в калейдоскопе. И каждый день получался новый узор)
Анна Митрофанова, дефектолог, логопед, психолог в Доме удивительных людей